Блокировка языком: октавы | САМОУЧИТЕЛЬ ИГРЫ НА ГУБНОЙ ГАРМОШКЕ

Блокировка языком: октавы

Как научиться играть октавы с помощью техники блокировки языком:
  • Губная гармошка глубоко во рту, губы расслаблены.
  • Язык в среднем тонусе (и не расслаблен, и не напряжен).
  • Важно дышать вместо того, чтобы дуть.

Подробное описание

В статье мы расскажем вам о еще одной замечательной технике игры на губной гармонике — игре с блокировкой языком. Если вы уже прошли часть разделов нашего самоучителя по губной гармонике, то вам удается довольно бегло извлекать одиночные ноты при помощи блокировки губами. Это отличный способ игры и, безусловно, вы будете продолжать использовать его в дальнейшем. Но для того, чтобы сделать ваше исполнение более богатым и сочным, чтобы привнести в мелодию целый ряд разнообразных эффектов, вам следует освоить технику блокировки языком. Это не является обязательной программой, без этого можно обходиться, но, поверьте, с развитием вы сами почувствуете, что вам чего-то не хватает.

В этой статье мы с вами научимся самому простому способу блокировки языком, при помощи которого вы сможете играть, используя октавы. Для начала прослушайте два примера.

 1. Украинская народная песня «Несе Галя Воду», сыгранная одиночными нотами:

2. Украинская народная песня «Несе Галя Воду», сыгранная октавами с блокировкой языком:

Как вы можете услышать, разница довольно существенная. Второй пример звучит намного богаче и интереснее, нежели простая, незамысловатая мелодия в первом примере.

В чем же секрет такого звучания? Начнем с небольшого теоретического отступления. Как видно из названия этой техники, здесь используется музыкальный интервал «октава». Такой интервал можно построить, используя две одинаковые ноты разной высоты звучания, взятые одновременно. Например нота «До» первой октавы и нота «До» малой октавы фортепиано, нота «Соль» второй октавы и «Соль» первой, «Си бемоль» третьей и «Си бемоль» второй октавы и т.д.

Рис. 1

 _1_clr

Теперь обратимся к гармонике. Вы скорее всего уже видели в интернете картинку с нотами, расположенными по отверстиям инструмента согласно настройки Рихтера.

Рис. 2.

 _2

Обратите внимание, что некоторые ноты повторяются на разных отверстиях. К примеру нота «До» (С) повторяется на первом, четвертом, седьмом и десятом отверстии на выдох. Повторяющиеся ноты, которые можно взять одновременно на чистом выдохе или вдохе, не применяя технику бендинга, мы и будем использовать для игры октавами с блокировкой языком.

Вот все октавы на губной гармошке, которые можно сыграть, блокируя два отверстия языком: +(14) -(14) +(25) +(36) +(47) +(58) +(69) +(7 10)

Теперь рассмотрим табулатуру, которая применяется в приведенных выше примерах мелодии «Несе Галя Воду».

4 5 5 5 (4) 4

4 6 6 6 (5) 5

5 6 6 6 (5) 5 (4)

4 5 5 5 (4) 4

Первая нота, которую мы берем, «4» на выдох, является нотой «До» (см. Рис. 2). Как правило, для октавного украшения применяют аналогичную ноту на октаву ниже от основной ноты. Это придает звуку глубину и объем. В нашем случае это будет «1» на выдох. Т.е. нам необходимо одновременно сыграть на выдох «1» и «4», чтобы при этом не звучали «2» и «3».

Для этого применим язык, установив его кончик на перегородку между двойкой и тройкой, а гармошку погрузим как можно глубже в ротовую полость. Таким образом, гармошка как бы приблизится к языку, и он автоматически закроет оба лишних отверстия. Теперь сделаем аккуратный выдох максимально теплым воздухом, таким, каким вы греете зимой замерзшие руки. Если вы сделали все правильно, то у вас прозвучит красивый интервал +(1 4). Обратите внимание на то, что чаще всего первой проблемой является неправильное положение рта, при котором не звучит какая-либо из двух необходимых нот. В этом случае постарайтесь найти такое положение губ и гармоники, чтобы у вас чисто и четко звучал на выдох аккорд из четырех нот +(1 2 3 4). Добейтесь этого и попробуйте, сохранив положение губ по ширине и глубину инструмента во рту, снова заблокировать языком лишние двойку и тройку. Когда у вас уверенно начнет получаться октава на выдох, перейдите ко вдоху. Очень важным в данной технике является мягкость и равномерность дыхания. Если вы будете с силой выдыхать или вдыхать воздух, превышая таким образом необходимую атаку на язычки инструмента, то, скорее всего, гармошка либо будет «затыкаться» полностью, либо будет пропадать одна из нот. Пытайтесь сыграть октаву тихим звуком, это быстрее приведет вас к успеху, нежели попытки сыграть громко и резко.

Вы можете видеть, что по аналогии с +(1 4) и -(1 4) для нашей мелодии понадобятся также октавы +(2 5) и +(3 6), которыми мы заменим одиночные ноты +5 и +6. В мелодии также присутствует «5» на вдох. Если посмотреть на расположение нот, то мы видим, что интервал -(2 5) не является октавой, т.к. в нем присутствуют не одинаковые ноты — Соль и Фа. Но в нашем примере и в ряде других случаев вполне допустимо использовать этот интервал при исполнении мелодии.

После того, как вы почувствуете себя достаточно уверенно в беглом взятии необходимых октав, попробуйте сыграть мелодию нашего примера только интервалами:

Пример «Несе Галя Воду» интервалами

 Чтобы сделать это успешно необходимо, удерживая в единой конструкции рот и язык, плавно перемещать гармонику во рту на одной глубине. Ошибкой будет изначально для перехода с октавы на октаву вынимать гармошку изо рта и погружать ее снова. Для ориентации используйте кончик языка, чувствуя на сколько перегородок вправо или влево вы переместились.

Мелодия стала гораздо интереснее, но нам все равно не хватает некоторого «аккордеонного» эффекта. Здесь мы с вами разучим еще одну особенность, применяемую в технике блокировки языком, при которой язык будет выполнять еще и ритмическую функцию. Данный нюанс воспроизводится путем ударения языком по гребенке гармошки. Попробуйте взять октаву +(1 4), а затем, не прерывая выдох, несколько раз оторвать язык от блокируемых отверстий и приставить его снова:

Звуковой пример

Т.е., если расписать этот пример табулатурой, мы получим следующее:

+(1 4)  +(1 2 3 4)  +(1 4)  +(1 2 3 4)  +(1 4)  +(1 2 3 4)  +(1 4)  +(1 2 3 4)

Обратите внимание, что выдох при этом остается непрерывным, это очень важно. То же можно делать и на вдохе. Расположить ритмические акценты в мелодии вы вольны по своему усмотрению, но если вы внимательно несколько раз прослушаете пример, приведенный в начале, то очень быстро сориентируетесь в каких местах это сделать лучше всего.

Если вы качественно проработаете игру октавами, то более продвинутую игру с блокировкой языком вам удастся освоить с минимальными усилиями. Желаем удачи!

Упражнения

Упражнение 1.
Цель:

Научиться играть октавы с помощью техники блокировки языком.

Задание:

Сыграть каждую из октав, которые существуют на губной гармошке. Их не так много:

+1+4

 

+2+5

 

+3+6

 

+4+7

 

+5+8

 

+6+9

 

+7+10

 

Упражнение 2.
Цель:

Научиться плавно перемещаться по октавам, не вынимая губную гармонику изо рта.

Задание:

Играть все октавы подряд +(14) -(14) +(25) +(36) +(47) +(58) +(69) +(7 10) и в обратном порядке.

 Упражнение 3.
Цель:

Научиться «отбивать» ритм при помощи языка.

Задание:

«Отбивать» ритм языком:

одинарный ритм на октаве +1+4

одинарный ритм на октавах +1+4 и -1-4

двойной ритм на октаве +1+4

двойной ритм на октавах +1+4 и -1-4

Упражнение 4.
Цель:

Научиться использовать технику блокировки языком во время игры композиций.

Задание:

Играть мелодию «Когда святые маршируют», используя технику блокировки языком.

Внимание!

Хотя не существует октавы -2-5, этот интервал звуков достаточно часто используется (особенно в блюзе) и здесь мы его тоже будем использовать.

Особенности данной табулатуры:
  • Табулатура расписана одночными нотами, но её стоит играть октавами. Т.е. если написано +4, следует играть октаву +1+4. Если написано +6, следует играть октаву +3+6, и т.д. и т.п.
  • Нижнее подчёркивание обозначает игру аккорда при «отбивании» ритма (одинарного или двойного).
Табулатура:

+4 +5 -5 +6 _ _ _

+4 +5 -5 +6 _ _ _

+4 +5 -5 +6 _

+5_+4_+5_-4 _ _ _

+5 +5 -4 +4 _ _

+4_+5 +6 +6 -5

-5 +5 -5 +6_ +5_ +4_ -4_ +4_ _ _

С одинарным ритмом

С двойным ритмом