Интервью с Вадимом Митько (Беларусь) | САМОУЧИТЕЛЬ ИГРЫ НА ГУБНОЙ ГАРМОШКЕ

Интервью с Вадимом Митько (Беларусь)

Прежде всего хочется спросить о начале твоего музыкального пути. Как давно ты играешь на гармошке, что привлекло тебя в этом инструменте? Расскажи немного о том, с чего для тебя все началось.

Я играю с 2010 года. У меня никакого музыкального образования не было на тот момент, да и сейчас… Я часто заглядывал в музыкальные магазины, просто любил заходить, смотреть, а особенно, если еще кто-то играл – я подолгу стоял и слушал. Однажды увидел там гармошку и купил – это была Hohner Silver Star.

Mitko play

А до этого я услышал… была такая блюзовая группа в Гомеле «Al Narrator Orchestra», и там играл на гармошке Дима Роба, он просто меня сразил. Я подумал: «Вот это музыка!» До этого я вообще не знал, что такое блюз, не слушал его. Можно сказать, у меня был кардинально другой путь. С 6 лет я слушал рэп, в 16 даже была группа с которой мы локально выступали с концертами… Это было сумасшествие, о котором я ни чуть не жалею 🙂 А потом, уже переехав в Гомель, учиться в университете, я услышал блюзовую музыку и мне очень захотелось играть на гармошке.

И вот значит начал я учиться. Я представлял себе, что там только на выдох будут ноты, а когда обнаружил, что еще есть и на вдох, я гармошку положил в тумбочку где-то на полгода, испугался этого всего 🙂 Не представлял, как это можно научиться на ней играть. Первые полгода вообще не играл никаких мелодий, потому что не знал как это все правильно делать. Я просто слушал, изучал гармошку, как она звучит, аккорды… Все это для меня было новым. Потом постепенно одиночные ноты, бенды… Главная проблема была в том, что очень сложно было выбрать из всего массива информации именно важную, нужную, не «захламленную». Особенно в начале это очень важно. Позже мне пришлось переучиваться в звукоизвлечении и т. д.

Кто больше всего повлиял на твое музыкальное становление? Кто вдохновляет тебя как харпера?

Это группа «Al Narrator Orchestra», о которой я уже упоминал. Есть у нас в Гомеле такой блюзмен – Александр Цыганок, который обучает молодых музыкантов играть блюз. Очень серьезный музыкант, настоящий профессионал, он можно сказать собаку съел на этом. Он дал старт стольким музыкантам, что просто поблагодарить его будет мало на самом деле… Я у него не занимался, но он косвенно вот таким образом очень на меня повлиял – услышав его музыку, я начал заниматься на губной гармонике.

Позже я услышал Адама Гассова (Adam Gussow), увидел его канал на YouTube, и то, что он показывал там о вибрато меня дико впечатлило, первые его уроки… И я подумал: «Вот это да! Какой жирный звук! Как этому научиться?» И я стал искать этот звук.

Представь, что у тебя есть возможность взять несколько уроков игры у любого из ныне живущих или уже ушедших мастеров губной гармошки. Кто бы это был?

Это был бы, к сожалению его уже нет, очень клёвый харпер Крис Михалек (Chris Michalek).

Но на самом деле, я может быть даже не у гармошечника взял бы несколько уроков… Знаете, есть такие люди – преподаватели от Бога. Они могут даже не играть на инструменте, но рассказать и объяснить все очень доступно. Потому что на самом деле мир сложный очень, и музыка тоже непростая вещь. И вот внести эту ясность, объяснить сложные вещи, которыми, я считаю, к примеру в музыкальных школах детей запугивают, вызывая отвращение к обучению, вот это очень важно. Вот к такому учителю я бы хотел попасть.

Ты являешься официальным представителем гармоник бренда Seydel. Расскажи, как так получилось. Какая твоя любимая модель?

Как так получилось? Я на самом деле и не мечтал об этом. Я хотел быть их сервис-партнером, потому что у меня однажды сломалась гармошка, а должен был быть важный концерт, и я не знал, что делать. Надо было либо в Москву отправлять, либо новый инструмент покупать. И тут мне Женя Jim Иванов из Болгарии, с которым мы хорошо общаемся, говорит, давай я пришлю тебе набор и ты отремонтируешь. Я говорю – я же не умею… но вот так вот пришлось сразу научиться 🙂 Сидел, ковырял, потом со временем свои гармошки уже разбирал и собирал.

В 2015 году возникла такая проблема, что я не мог купить в Беларуси гармошки Seydel, просто не где было. И я написал на завод, что хочу быть сервис-партнером, ремонтировать гармошки в Беларуси. Мне ответили, что для этого нужен официальный дилер. Еду я значит в Минск – у меня друг работал там в музыкальном магазине, и рассказываю, убеждаю в том, что это прекрасный инструмент. А потом еще Боря Плотников подлил масла в огонь… написал Ларсу (Lars Seifert председатель главного офиса фирмы Seydel в Германии – прим.), что вот есть такой человек в Беларуси и видео отправил, как я играю… В итоге меня и эндорсером взяли, и сервис-партнером, 2 в 1. Я был безумно счастлив! Теперь в Беларуси есть гармошки, за которые мне не стыдно. Я официально представляю и рекомендую! И если есть гарантия, я бесплатно могу починить инструмент. Кроме официальной гарантии от Seydel, я еще даю гарантию 3 месяца на свою работу.

Моя любимая модель – Seydel 1847.

Поговорим об оборудовании. Расскажи, что используешь, какие примочки, микрофоны…

У меня примочек пока нет. Я только начинаю этот путь – ищу свой звук «электро». Ранее я использовал микрофон Audix Fireball, а буквально месяц назад (спасибо, Женя Иванов! 🙂 получил Electro Voice Re-10.

Сейчас мне интересен поиск звука электронного. Мы с Костей Колесниченко поговорили об этом… боюсь, что сейчас мне придётся окунуться в это с головой, найти педали и так далее. Есть такой синдром приобретения оборудования, болезнь такая у музыкантов :))) Чувствую, вирус я подцепил, инъекция запущена 🙂

На твой взгляд, что отличает губного гармониста-аматора от профессионального музыканта? Какими навыками должен обладать профессионал?

Я думаю, что, во-первых, нужно очень сильно любить инструмент, играть, практиковаться – это, наверное, главный ключ к успеху. Еще – не останавливаться и постоянно подвергать критике себя, потому что, когда ты остановился и считаешь, что ты хорошо играешь – это как бы все… миссия закончена. Это бесконечный процесс – самосовершенствования… вы всегда должны находиться в поиске. И, наверное, основной показатель того, что человек профессионал – это, когда он нашел свой звук и другие люди могут узнать по этому звуку, что это именно он играет.

Кого из современных губных гармонистов можешь выделить?

Jason Ricci, Howard Levy, Paul Butterfield, Kim Wilson, всех и не вспомнишь, это надо залезть в плей-лист. Мне нравится Саша Паклин как играет, россиянин. Он очень мелодичный. Боря Плотников еще.

Кого еще слушаешь?

Есть такая белорусская этно-группа «Троица» – очень люблю. Из мировых, наверное, Джон Майалл, Эрик Клептон, Queen, Led Zeppelin, Pink Floyd, Portico Quartet, Victor Wooten… Их очень много, всего не перечислить.

Порекомендуй успешную последовательность приобретения навыков во время обучения игре на губной гармошке. Из каких важных этапов обучение должно состоять для тех, кто серьёзно настроен овладеть этим инструментом?

Mitko teachНа самом деле мне кажется, что у каждого – это индивидуальный процесс. Кому-то нужен постоянный учитель, чтобы поддерживать мотивацию и развитие, кто-то может заниматься самостоятельно… Главная проблема сейчас – в большем объеме информации, очень сложно вычленить именно полезную, потому что бесполезной тоже очень много. Говоря об этапности… все должно быть постепенно.

Ко мне однажды обратился человек, который хотел научиться играть, и я ему даю базу, постановку дыхания, объясняю, как это важно, а он мне – нет, нет, мне это не интересно, давай сразу мелодии играть. Ну хорошо, говорю, давай. Чтобы сыграть мелодию надо в одиночную ноту попасть. Он пробует, не получается, говорит — давай сразу мелодии. А как ты можешь сыграть мелодию, если не можешь сыграть ноту? То есть, я хочу сказать, что очень важно не «прыгать», а пройти каждые этапы и серьезно отнестись к этому.

Дыхание, одиночные ноты, бенды (если говорить о диатонике), если кому-то мало бендов, можно освоить овербенды… Важно изучить инструмент: что он может, какие ноты он может извлекать, какие не может, какой диапазон и прочее, прочее, прочее… тональности и т. д. А потом, конечно, параллельно саму музыку изучать тоже: законы музыки, гармонию, как все строится… Это тоже отдельный мир – безумно интересный и сложный. Развивать музыкальность, слушать как можно больше музыки, потому что это как книжки читать, – твоя начитанность, а здесь – твоя наслушанность… Она определяет, какой стиль тебе больше нравится… джаз, блюз, электроника, что угодно. Самое главное – это любить эту музыку, и когда это искренне, люди это чувствуют.

Какой совет ты дашь тем, кто уже что-то умеет, но боится импровизировать?

Эта проблема решается просто и сложно одновременно. Ты приходишь на джем и играешь. Достаточно трех нот, чтобы импровизировать, не надо обязательно «валить». Сыграйте соло в пределе этих трех нот. Вот эта концентрация и ограниченность запускает творческий потенциал, и ты начинаешь комбинировать эти три ноты… ритмически, мелодически, как угодно.

А совет такой – вставайте с дивана дома и приходите на джемы, на сцену, играйте для друзей… Надо себя перенастроить и не бояться, потому что можно всю жизнь играть круто дома, а потом выйти на сцену, разволноваться и все забыть. Смелее, не надо бояться, что подумают люди. Просто нужно идти и играть, и искренне выражать себя.

Вы можете начать играть для друзей, любимой девушки, мамы… когда это близкий человек – это не менее волнительно, чем выступать на сцене. Можно попробовать на улице поиграть, понаблюдать за реакцией людей, за собой.

Напоследок, расскажи о своих музыкальных планах, целях, проектах.

v1

Сейчас основной упор делается на свое творчество, хочется писать свои песни. Записываем альбом  с проектом «Place to Be», в котором мне посчастливилось играть. Иногда участвую в других проектах как сессионный музыкант. Также с музыкантами «Place to Be» участвуем в интересном проекте группы современной хореографии «Квадро» в Гомеле. Это такое танцевально-театрально-музыкальное представление.

Этот проект научил меня не бояться импровизировать. Мы там танцевали, работали с телом… и когда я заморачивался, что играю какие-то не те ноты, мне сказали – просто расслабься, играй, что хочешь. И я начал играть все-все-все подряд, а потом уже сам слушал что и где я делаю неправильно. Это дало мне определенную свободу, раскрепостило, дало понять, что ничего страшного, даже если не все получается.

 

О музыканте:

Вадим Митько — один из лучших гармонистов Беларуси.

Является сервис-партнером и официальным представителем гармоник Seydel.

Харпер и вокалист группы «Place to Be».

Профиль Вконтакте: https://vk.com/nevadya

и Facebook: https://www.facebook.com/vad.junior?fref=ts

Сайт группы: http://p2b.by/