Как читать табулатуру для губной гармошки | САМОУЧИТЕЛЬ ИГРЫ НА ГУБНОЙ ГАРМОШКЕ

Как читать табулатуру для губной гармошки

Табулатура для губной гармошки, или, как ее еще сокращенно называют, табы – это упрощенный способ записывания нот для губной гармошки в виде указания вдохов и выдохов.

Не секрет, что играть на губной гармонике можно научиться, не зная нотной грамоты. Но одним из непростых моментов для новичков является чтение и понимание табулатуры для губной гармошки.

Дело в том, что в записи табов нет жестких правил, как в нотном письме. Табулатуру для губной гармоники может написать любой новичок, и, зная к какой мелодии это относится, ее прочтет любой гармонист.

Единственным общепринятым моментом является обозначение вдоха и выдоха при помощи знаков «-» и «+».

Представьте себе двухмерную систему координат из школьной математики — оси X и Y. Нам понадобится только ось X. Начало отсчета, т.е. ноль, — это ваша голова. Все, что находится по оси впереди головы, в направлении выдоха, — это «плюс», все, что позади, в направлении вдоха, — это «минус». Итак, все, что обозначается с плюсом — это выдох, все, что с минусом — это вдох.

Например:

-2 — вдох на втором отверстии

-(45) — одновременный вдох на отверстиях 4 и 5

-(14) — октава на вдох на отверстиях 1 и 4

-(234) — аккорд на вдох на отверстиях 2, 3 и 4

+4 — выдох на четвертом отверстии

+(56) — одновременный выдох в отверстия 5 и 6

+(25) — октава на выдох на отверстиях 2 и 5

+(123) — аккорд на выдох на отверстиях 1, 2 и 3

Однако многие из вас, просматривая страницы интернета и ресурсы в поисках табулатуры для любимых мелодий, находили не совсем понятные варианты записи. Чтобы помочь вам разобраться с этими интерпретациями, мы рассмотрим ниже несколько наиболее распространенных примеров.

Как вы уже понимаете, самым важным в отображении табулатуры является обозначение вдоха и выдоха. Существует некоторое количество этих обозначений, которые понятны интуитивно и, самое главное, они никогда не перемешиваются между собой в рамках одной мелодии. Т.е., при записи используется только один способ обозначения вдоха и один способ обозначения выдоха.

Перейдем к примерам.

В нашем самоучителе вы уже видели запись при помощи «-» и «+». Но в некоторых статьях можно найти такой вариант:

5 6 6 6 -5 5 -4

или

5 6 6 6 (5) 5 (4)

Здесь 5 и 6 обозначают игру на выдох, а -5 и -4, или (5) и (4) — на вдох. Если вы записываете табулатуру мелодии при помощи этих обозначений, то будет неверным одновременно использовать для вдоха цифры со знаком минус и цифры в круглых скобках. Также и для выдоха. Не следует использовать в одной табулатуре цифры с плюсом и без него, имея ввиду в обоих случаях выдоховые ноты.

Если речь идет об игре аккордами, то табулатура может выглядеть следующим образом:

(123) – аккорд на вдох

[234] – аккорд на выдох

Кроме того вы можете встретить обозначение вдоховых нот при помощи цифр, обведенных кружком:

primer tabs1

В этом случае выдохи, как правило, обозначаются просто цифрой без дополнительных знаков.

Существует и обратный пример, когда выдоховые ноты обозначаются цифрой с плюсом, а вдоховые просто цифрами:

2 3 +4 +5

Также встречается способ отображения при помощи стрелок под цифрами:

primer tabs2

Цифры со стрелками вниз обозначают вдох, а со стрелками вверх — выдох.

Итак, мы разобрались с основными обозначениями прямых вдохов и выдохов. Но это только часть нот, которые можно взять на губной гармонике. Остальные ноты мы получаем при помощи техник бендинга и овербендинга, и они также имеют свои обозначения.

Начнем с бендов на вдох. В зависимости от принятого в той или иной табулатуре способа отображения вдоховых нот, к ним прибавляются знаки, обозначающие понижение по полутонам. Пример из нашего самоучителя:

(2) (2>) (2>>) (2>) (2)

Вдоховые ноты обозначаются круглыми скобками, а каждый значок > означает понижение ноты на полтона. Т.е. в примере последовательно указаны: вдох на втором отверстии, бенд на полтона на вдох на втором отверстии, бенд на тон на вдох на втором отверстии, бенд на полтона на вдох на втором отверстии, второе отверстие на вдох.

Распространенным способом является прибавление к цифре апострофов:

-2′ — бенд на полтона на вдох на втором отверстии

-2″ — бенд на тон на вдох на втором отверстии

3′ ‘ ‘ — бенд на полтора тона на вдох на третьем отверстии

В случае использования знака «+» для выдохов, вдоховые ноты и бенды могут обозначаться без круглых скобок и знаков «-«:

1′ +2 4′ +5 6′

Одним из вариантов является использование стрелок, направленных вниз от цифры, обведенной кружком:

primer tabs3

Здесь одинарная стрелка — это бенд на полтона, двойная — на тон и тройная — на полтора тона.

При использовании обозначений вдохов и выдохов с помощью стрелок под цифрами, для бендов используют поперечные черточки на хвостах стрелок:

primer tabs4

Бенды на выдох имеют, как правило, следующий вид:

8′ 9′ 10′ 10″ или +8′ +9′ +10′ +10″

Соответственно: бенд на полтона на выдох на восьмом отверстии, бенд на полтона на выдох на девятом отверстии, бенд на полтона на выдох на десятом отверстии и бенд на тон на выдох на десятом отверстии.

Овербенды, которые, в отличие от бендов, повышают ноту, обозначаются чаще всего так:

1о 4о 5о 6о — овербенды на выдох (overblow)

(7)о (9)о — овербенды на вдох (overdraw)

Буква «о» может также располагаться над цифрой или под ней:

primer tabs5

Есть и другие способы обозначений в табулатуре для губной гармоники, но они не столь распространены и, вобщем-то, интуитивно понятны для музыканта, играющего на губной гармошке, с уровнем чуть выше новичка. Главное, определить, что является вдохом, а что выдохом, и тогда все становится на свои места.

Самым существенным недостатком табулатуры для губной гармошки является отсутствие длительностей нот, пауз и прочих прелестей классической нотной записи. Поэтому практически невозможно сыграть неизвестную вам мелодию, видя только ее табулатуру. Более продвинутые музыканты используют табы вместе с нотами:

primer tabs6

Но пусть вас не пугает некая ограниченность табулатуры для губной гармошки. На сегодняшний день табами расписано огромное количество известных вам мелодий, а неизвестные можно найти в интернете, послушать, а потом сыграть по табулатуре.

Хороших вам занятий!