Как играть блюз на губной гармошке | САМОУЧИТЕЛЬ ИГРЫ НА ГУБНОЙ ГАРМОШКЕ

Как играть блюз на губной гармошке

В этой статье мы расскажем, как начать играть блюз на губной гармошке, а также опишем принципы простой импровизации в блюзе на губной гармошке. Если говорить терминологией, которую привыкли использовать гармонисты, то мы будем играть во второй позиции на губной гармошке. Её еще называют блюзовой или перекрестной позицией на губной гармонике. Но для этого у вас должны быть хорошо отработанные бенды на губной гармошке.

Для начала познакомиться с блюзовой гаммой. Чем удивительна эта гамма, так это тем, что любая нота из этого звукоряда в блюзе всегда будет звучать «в тему». Если вы будете играть блюз нотами этой гаммы, слушатель будет воспринимать вашу игру как благозвучную, в которой нет фальши.

Запись блюзовой гаммы для губной гармошки выглядит так:

-2 -3’+4-4’-4-5+6.

Если бы слева от первого отверстия были бы ещё дырки, то эту гамму можно бы было полноценно сыграть также на октаву ниже, но, к сожалению, мы сможем сыграть только часть этой гаммы (но эти низкие и мясистые ноты используются постоянно в блюзе).

— — +1-1’-1-2”-2

Хорошо отрепетируйте эту гамму. Поиграйте ее слева-направо и наоборот, а после этого поиграйте ее под блюзовый минус. Чуть ниже представлен аудиофайл, в котором приводится пример того, как можно оттачивать блюзовую гамму под минус, который мы также прилагаем.

Что важно знать для того, чтобы начать играть блюз на губной гармошке во второй блюзовой позиции.

В блюзе на губной гармошке самой главной нотой является второе отверстие на вдох. Это нота, к которой тянутся все остальные ноты. В музыкальной теории – этот звук зазывается тоникой.

Сейчас мы перечислим основные «фишки», элементарные паттерны игры блюза на губной гармонике, и первой такой фишкой будет нота второго отверстия на вдох, а также бенд на целый тон на этом отверстии.

1) Второе отверстие на вдох «-2».

На гармошке «до мажор» — это нота «соль». Играя блюз на гармошке, будет отлично, если вы будете играть как чистую ноту на вдох, так и бенд на два полутона «-2”». В общем, вам важно суметь сыграть двойку на вдох, а также уметь побендить ее до дна.
Попробуйте сыграть блюз используя только эти две ноты: -2 и -2”. Чередуйте их, плавно переходя из одной в другую, а также делайте паузы между ними.

Любая музыка, если описывать простым языком, состоит из нот (звуков) и пауз (моменты молчания). Нередко самое главное в разговоре – это то, что не произносится вслух. Так же и в музыке: ноты, которые не играются, часто делают музыку еще красивее. В результате, если вы будете использовать «паузы», фактически вы будете играть не двумя нотами -2 и -2”, а гораздо бОльшим количеством «незвучащих» нот. Мозг человека имеет удивительную способность самостоятельно «додумывать» то, что не сказано и то, что не сыграно. Все профессиональные музыканты постоянно используют этот прием, нарочно не играя все ноты. Паузы могут создавать ощущение у слушателя, что музыкант сыграл именно ту фразу, которая была у слушателя в данный момент в голове, как будто он ее угадал.

Итак, попробуйте создать свою импровизацию на губной гармошке под блюзовый минус, используя только -2, -2” и паузы.

Теперь добавим еще одну важную и очень красивую ноту (вернее несколько).

2) Четвёрка на вдох, а также бенд на четвертом отверстии.

Попробуйте таким же образом сыграть теперь блюз на губной гармошке, используя только -4, -4’ и паузы.
Очевидным становится то, что вы теперь можете чередовать как второе, так и четвертое отверстие (то есть первый и второй паттерн).

3) А теперь добавьте еще в свой блюз на губной гармошке красивую трель на четвертом и пятом отверстии на вдох.

Используя всего три этих фишки, можно уже сыграть хороший блюз на губной гармошке. А если эти фишки вы будете «связывать» переходами из нот блюзовой гаммы, то это уже будет совсем хорошо, как для начала.

На первых порах старайтесь не бездумно чередовать эти паттерны, а пытайтесь создавать при помощи их напряжение и его разрешение (логичная развязка), и опять напряжение-разрешение. Если вы научитесь создавать напряжение и его разрешать при помощи этих нескольких нот, то впоследствии сможете отлично импровизировать, используя все возможности губной гармошки в блюзе.

Приводим аудио пример, записанный под блюзовый минус. Ниже также изложено описание того, какие паттерны мы использовали в этом аудиопримере.

Вступление

Двойка и бенд на двойке

Первый квадрат

Побендили двойку
Побендили четверку
Трель
Опять двойка
Опять четверка
Трель
Двойка

Второй квадрат

Пример того как можно отрабатывать блюзовую гамму, играя под минус. Играйте ее и вверх и вниз. В аудио примере мы сыграли снизу вверх-2 -3’+4-4’-4-5+6, обратно +6-5-4-4’+4-3’-2. Затем сыграли эту же гамму на октаву ниже, но начали сверху, а потом снизу вверх: -2-2”-1-1’+1-1’-1-2”-2.
Опять четверки
Двойки

Третий квадрат

Пример импровизации с использованием исключительно нот блюзовой гаммы и вышеописанных паттернов.

Чтобы самим начать развивать навыки игры блюза на губной гармошке, воспользуйтесь следующими двумя минусами, которые предназначены для игры на гармошке «до мажор».

Успехов вам в этом!