Трель на губной гармошке | САМОУЧИТЕЛЬ ИГРЫ НА ГУБНОЙ ГАРМОШКЕ

Трель на губной гармошке

Трель на губной гармошке – это очень красивый эффект.

Трель применяется в игре на многих музыкальных инструментах. На губной гармонике – это ритмичное чередование двух нот на соседних отверстиях губной гармошки, интервалы между которыми составляют полтора тона.

Если в этом самоучителе по губной гармошке здесь и далее вас будет пугать терминология из музыкальной грамоты – вы смело можете пропускать незнакомые слова. Смысл текста нашего самоучителя по гармошке не поменяется — вы все равно сможете научиться играть на гармонике. Это один из немногих инструментов, на котором можно научиться играть, не зная нот и не владея музыкальной грамотой.

Самые красивые трели на губной гармонике получаются на следующих отверстиях:

+2+3, -3-4, -4-5, +5+6, -7-8, -8-9, +8+9, -9-10.

Но чаще всего используется только две трели -3-4 и -4-5. Именно с них и стоит начинать учиться этому приему игры на губной гармонике.

Для того, чтобы научиться играть красивую трель необходимо помнить о следующем:

1) В трели на губной гармошке должно участвовать движение головы, а не рук.

Только так вы сможете добиться хорошей, ровной и ритмической трели. При движении рук, задействовано большое количество рычагов и мышц рук, которые сложно безошибочно, стабильно и с одинаковой частотой быстро перемещать влево и вправо. А голова, по сути, находится на вертикальном шпиле — шейном отделе позвоночника, и вам необходимо только ее двигать влево-вправо, как будто вы говорите «нет».

Мы не беремся утверждать, что это единственно правильный способ игры трелей. Существуют и другие способы игры этого приёма. Например, трель можно делать, двигая нижней челюстью влево-вправо, а также некоторые гармонисты играют трели, двигая руками, но мы всё-таки рекомендуем освоить, для начала, основной способ игры этого приёма, при участии только головы. Такая трель – самая красивая по звучанию.

2) Особое внимание необходимо уделить правильному дыханию, так как при неправильном дыхании, ноты трели будут немного бендиться, а это не очень красивое сочетание звуков (особенно в трели -4-5, где при неправильном дыхании начинает немного бендиться пятое отверстие на вдох). Правильная трель на губной гармошке – это чередование двух нот, расстояние между которыми равно трём полутонам, а при бенде ноты будут занижаться, и интервал между нотами уже не будет таким приятным для уха. Из-за неправильного дыхания также одна из нот трели может не звучать, либо звучать с опозданием. Если так происходит – сконцентрируйтесь на своем дыхании.

Подсказка: учитесь играть тихие трели. Трели, сыгранные тихо – это самые красивые трели. К тому же, если у вас получается сыграть трель тихо – значит вам удалось хорошо расслабить дыхание.

Вот пример тихой трели в контексте более громких фраз, сыгранных на губной гармошке:

3) Трель, как правило, начинается с нижней ноты, которая считается основной. Нота, которая выше, называется вспомогательной. Заканчивают играть трель тоже, как правило, основной нотой.

4) Наиболее эффектные трели начинаются с бенда основной ноты. Трель (-4-5) будет на самом деле выглядеть как -4’(-4-5). Причем с бенда необходимо плавно и быстро подняться до полностью чистой ноты (в данном примере это -4) и только тогда начинать делать трель (-4-5). То есть после бенда главное полностью расслабить все мышцы, которые участвуют при бенде, чтобы сама трель была чистая. При этом бенд, как правило, должен значительно превышать по громкости саму трель и тогда всё получится красиво.

Трель на отверстиях (-3-4), будет красиво звучать, если ее начать играть с бенда на целый тон (-3”), а запись такой трели может выглядеть так: -3”(-3-4).

Упражнения

 

Упражнение 1.
Цель:

Научиться играть трель.

Задание:

Играть трель на отверстиях -4-5, а также на отверстиях -3 -4.

Трель -4-5

Трель -3-4

 

Упражнение 2.
Цель:

Научиться использовать трель на третьем и четвёртом отверстиях во время игры музыкальной фразы.

Задание:

Сыграть музыкальную фразу с трелью -1 +2 -2 -(34)

 

Упражнение 3.
Цель:

Научиться использовать трель на четвёртом и пятом отверстиях во время игры музыкальных фраз.

Задание:

Сыграть музыкальную фразу с трелью -2 -3 +4 -3 -(45)

Упражнение 4.
Цель:

Научиться играть трель на четвертом и пятом отверстии, а также третьем и четвёртом отверстии, вставляя бенд перед каждой трелью.

Задание:

Трель с бендом перед трелью. -4′-(45), а также -3″-(34)

Важно!

Бенд должен быть быстрый и короткий, а также предшествовать трели. После бенда необходимо очень быстро расслабить все мышцы, чтобы во время трели ни одна нота не бендилась.