Три самые главные правила игры на губной гармошке. | САМОУЧИТЕЛЬ ИГРЫ НА ГУБНОЙ ГАРМОШКЕ

Три фундаментальных правила красивого звучания

 

Упражнения

Упражнение 1.
Цель:

Максимально расслабиться, отбросив всё лишнее напряжение и начать придерживаться трёх главных правил во время игры на гармонике.

Фокус внимания поочередно перемещать на мышцы, камеру, дыхание и т.д. по кругу, каждый раз улучшая каждый из показателей (ещё больше расслаблять мышцы, увеличивать камеру в ротовой полости, делать более тёплым и расслабленным дыхание).

Задание:

Играть на средней громкости. Чередовать аккорды на вдох и на выдох на первых трёх отверстиях: -(123)+(123)

 

Упражнение 2.
Цель:

Научиться плавно выводить звук на губной гармошке (без рывков и как можно с минимальным дрожанием звука), используя три главных правила во время игры на гармонике.

Задание:

Играть от тихого к среднему (выводя звук с минимальной громкости до средней). Чередовать аккорды на вдох и на выдох на первых трёх отверстиях: -(123)+(123)

Внимание!

Гармонисты почти никогда не играют на 100% громкости губной гармоники, так как тогда очень сильно портится звук. Самый комфортный уровень игры  — это игра на уровне 70-80% громкости губной гармошки, поэтому, плавно выводя звук, в этом упражнении не нужно выводить звук до самого максимума.

Упражнение 3.
Цель:

Научиться играть максимально тихо и расслабленно (стараться, чтобы звук не дрожал), используя три главных правила во время игры на гармонике.

Задание:

Играть на минимальной громкости.

Внимание!

Если у вас играют не все три отверстия, постарайтесь ещё больше расслабиться и абсолютно расслабленно вдыхать и выдыхать как-будто бы сразу глубоко-глубоко в горло и из горла. Если это не помогло, попробуйте ещё больше увеличить камеру в ротовой полости (в районе гортани).

 

Упражнение 4. (для тех, кто уже освоил одиночные ноты и продолжает работать над звукоизвлечением)
Цель:

Научиться плавно выводить звук на губной гармошке (без рывков и как можно с минимальным дрожанием звука), используя три главных правила во время игры на гармонике.

Задание:

Играть от тихого к среднему (выводя звук с минимальной громкости до средней). Играть гамму «до мажор» +4-4+5-5+6-6-7+7

Внимание!

Гармонисты почти никогда не играют на 100% громкости губной гармоники, так как тогда очень сильно портится звук. Самый комфортный уровень игры  — это игра на уровне 70-80% громкости губной гармошки, поэтому, плавно выводя звук, в этом упражнении не нужно выводить звук до самого максимума.

 

ОПИСАНИЕ

В игре на музыкальных инструментах, да и в музыке в целом, пожалуй, самым важным является звук (звучание).

Бывают музыкальные произведения с красивой мелодией, с очень интересными и продуманными аранжировками, но если нам не нравится звучание основного инструмента, то вряд ли нам понравится и вся эта композиция.

А бывает услышишь, казалось бы, обычную мелодию, ничего вычурного, но как заиграет какой-то инструмент в ней, да так, что аж замираешь и мурашки по коже… Вот такую силу имеет настоящий звук и красивое звучание.

Во время игры на губной гармошке вся магия усиления и преобразования звука происходит не в губной гармошке, а в нашем теле и нам с вами предстоит научиться управлять этим звуком, его качеством, его тембром, объёмностью, чтобы найти максимально красивое звучание.

На звук во время игры на губной гармошке влияет три основных параметра:

1) Первым и, пожалуй, основным элементом, влияющим на звучание, является дыхание.
Важно помнить о трёх главных характеристиках дыхания, которые больше всего влияют на звук во время игры на губной гармошке:

Во-первых, дыхание должно быть тёплым. Таким дыханием мы греем зимой руки. И когда мы так дышим наша гортань как-будто бы открывается. При вдохе, во время игры на губной гармошке, необходимо также сохранять это открытое положение гортани.

Во-вторых, дыхание должно быть очень спокойным и расслабленным. Самый простой способ расслабить дыхание — это начать играть в 2 или даже в 3 раза тише.
Стараясь играть тише, мы неосознанно расслабляем наше дыхание, а это делает звук более красивым. Научившись играть с максимально расслабленным дыханием, вы сможете впоследствии его применять и в громкой игре.

В-третьих, дыхание должно быть тихим. Как если бы вам необходимо было дышать так, чтобы рядом находящийся человек, не слышал, как вы дышите.
Сделайте своё дыхание незаметным и используйте такой тип дыхания в игре на губной гармошке.

2) Вторым секретом качественного звука является расслабленность мышц.
Чтобы добиться звонкого и красивого звучания, важно сохранять мышцы лица, горла, да и вообще всего тела, в максимально расслабленном и естественном состоянии, включая даже губы, которые также должны оставаться в какой-то степени расслабленными и мягкими.

3) Использование третьего секрета красивого звукоизвлечения придаст вашему звуку объёмности.

Играя на губной гармонике, нам необходимо в ротовой полости создавать максимально большую резонаторную камеру. Представьте, что Вам нужно спеть букву “О”, только так, как это делают оперные певцы — звонким и объёмным звуком “О”.

Это положение ротовой полости чем-то похоже на полузевок, когда мягкое нёбо подымается, язык расслабленно лежит на дне и в результате создаётся большая резонаторная камера в ротовой полости.

Итак, если вы хотите звучать красиво, проверьте:

  • используете ли вы максимально тёплое, расслабленное и тихое дыхание?
  • сохраняете ли вы в расслабленном состоянии мышцы лица, шеи и всего тела?
  • и придаёте ли вы объёмности вашему звуку, играя с большой камерой в ротовой полости?

Мы рекомендуем вам самостоятельно поочерёдно проверить влияние каждого из этих параметров на ваш звук, во время игры на губной гармошке.

Закрепите эти главные навыки звукоизвлечения сначала поиграв аккорды и выполняя упражнения из нашего самоучителя игры на губной гармошке. А затем используйте эти секреты и в игре одиночными нотами.

И тогда при исполнении вами даже самых простых мелодий, от приятного, красивого звучания у ваших слушателей кожа будет покрываться мурашками.

Успехов вам!